Акустика и школа: самый важный урок
1 сентября начинается новый учебный год. Как сделать его более успешным и продуктивным? Один из ключевых факторов – это создание комфортной акустической среды в классах и аудиториях.
Чтобы ученики эффективно усваивали знания, важно, чтобы их ничто не отвлекало от занятий. Спокойная обстановка, тишина и возможность чётко слышать каждое слово преподавателя значительно улучшают восприятие материала.
Именно эти задачи решает грамотное проектирование звукоизоляции и акустики учебных пространств.
А что говорят нормативы?
Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП), уровень шума в учебных аудиториях строго регламентирован:
- Для обычных классов допустимый уровень проникающего шума не должен превышать 40 дБ.
- В музыкальных школах этот показатель ещё строже – 35 (что сопоставимо с шёпотом или шелестом листвы).
Требования к звукоизоляции ограждающих конструкций (стен и перекрытий):
- Для стандартных учебных помещений индекс звукоизоляции составляет 47–48 дБ.
- Для классов музыкальных школ — 55 дБ, что обусловлено спецификой занятий.
Таким образом, для обеспечения нормального учебного процесса необходимо минимизировать проникновение посторонних звуков, которые отвлекают и раздражают учащихся.
Акустические параметры помещений напрямую нормативами не регламентируются, однако их значение нельзя недооценивать.
Ведь преподавание по сути – это разговорный жанр, причем зачастую более сложный, чем выступление актёра со сцены.
Как важно быть услышанным
Опытный педагог может увлечь самой сложной темой: объяснить расстановку знаков препинания, извлечение квадратного корня или закон Фарадея. Но если в театре оформление зрительного зала заранее продумано так, чтобы каждое слово достигало последних рядов, в школах и других учебных заведениях преподаватель вынужден полагаться на силу своего голоса.
Ламинат на полу, гладкие стены, мебель и жёсткие перегородки многократно переотражают звуковую волну, что создаёт эффект эха и фонового шума.
Между тем, облегчить труд учителя не слишком сложно. Достаточно скорректировать акустику в помещении, чтобы уменьшить гулкость, снизить шум и повысить чёткость речи. В комфортной акустической среде новые знания усваиваются эффективнее, снижается утомляемость, раздражительность – и даже улучшается поведение в классе.
Задачи по улучшению акустики в учебных аудиториях, как правило, решаются благодаря применению специализированных материалов – акустических панелей и баффлов.
Требования к акустической отделке помещений подробно описаны в стандарте «Московская школа 2.1», о котором мы уже рассказывали.
Акустический комфорт – для всех
Но разве задача качественного звука актуальна только для образовательных учреждений?
Безусловно, нет. Потребность в акустическом комфорте возникает везде, где люди общаются, работают, отдыхают или лечатся – то есть практически в любом общественном здании.
Опыт «ТехноСонус» позволяет предложить решения для любых социально значимых пространств – от поликлиник и многофункциональных центров до библиотек и музеев.
Мы собрали типовые решения для звукоизоляции, а также проверенные практикой варианты акустической отделки в буклете «Акустический комфорт для социальных объектов».
Вы можете изучить эти предложения и обратиться за более подробной консультацией к нашим специалистам.